16:11
Час краеведения «Село мое родное»


Село Бондарево. Фото А. Петрова

В жизни каждого человека есть своя маленькая родина, которую он помнит и любит, и в душе эту любовь он пронесет через всю свою жизнь.

Деревня моя, деревянная, дальняя,
Смотрю на тебя я, прикрывшись рукой.
И в легком платочке июльского облака,
В веснушках черемух, стоишь над рекой.

В этом 2020 году наше село справляет свой юбилей – 190 лет со дня образования села. История возникновения села необычна.

В 1803 году появился царский указ «О вольных хлебопашцах», этот закон позволил «иудействующим» крестьянам, крепостным графа Кушелева-Безбородко, получить свободу. Свое вероисповедание крестьяне первоначально скрывали.

Сюда прибыли три ходока – крестьяне Богданов, Аникин и Борисов, в поисках свободных земель. Они приискали место по речке Сос, между деревнями Моноком и Табатом, тайга недалеко, поля, река, рыба, дичь.  Все предвещало безбедное существование. Когда прибыли остальные, отпущенные на волю графом Кушелево-Безбородко крестьяне, 84 человека, им очень понравилась земля для заселения домами, и они назвали свою деревню, которая возникла в 1830 году,  «Обетованной», что значит избранное место.

«Шушенский волостной голова Шелестов 12 февраля 1830 года представил Кузьмину приговоры крестьян деревень Табата и Монока с согласием на их землях основать деревню Обетованную и приложил список основателей ее. Фамилии первых поселенцев: Даниловы, Шишлянниковы, Ипатовы, Архиповы, Сапунковы, Богдановы, Петровы, Григорьевы, Борисовы».

Переселенцы были вольноотпушенниками, а также «отпавшими от православной веры» – субботниками. «Субботники (иудействующие) отвергали христианское вероучение и культ и обращались только к Ветхому Завету. Признавали не Троицу, а единого Бога, считали, что Христос – один из пророков. Праздновали субботу, отсюда и название субботники, а не воскресенье, совершали обрезание. Придерживались пищевых запретов: не ели мяса животных, которые в Библии отнесены к нечистым», т. е. не ели свиное мясо.

Имена носили еврейские – Рахиль, Есвирь, Сара, Юда, Абрам, Соломон, Исак, Моисей и т. д.

В 1848 году в деревню переселяются молокане, они исповедовали молоканскую веру и были ссыльными поселенцами.

«Молокане получили такое название потому, что в «постные» дни употребляли молочную пищу. Они отвергали многие догмы православной церкви: иконы, мощи, церковные обряды; не признавали царя «помазанником божьим», отказывались от несения воинской повинности и т.п.» 

Заселялись в деревню и люди, которые решили на свой страх и риск приехать в Сибирь.

«Как видно из дел Шушенского волостного правления, крестьяне, проживавшие в деревне, делились на три группы:

  1. Государственные крестьяне, которые прибыли в Сибирь с согласия царского правительства, ввиду чего им предоставлялись особые льготы  (вольноотпущенники графа Кушелево-Безбородко  были причислены в разряд государственных крестьян).
  2. Ссыльно-поселенцы, которые за «веру» привлекались к суду и по приговору высылались в Сибирь (к таким крестьянам относился и Тимофей Бондарев).
  3. Крестьяне из поселенцев, которые на свой страх и риск самовольно заселяли Сибирь».

Деревня Обетованная становится центром сектантства.

«Енисейский губернатор, - пишет краевед Е.И. Владимиров, - получив от смотрителя  казенных поселений в Минусинском округе князя Голищева-Кутузова донесение о возникновении новой деревни под названием «Обетованная», пришел в ярость, увидел в этом кощунство и поругание православной веры и, поскольку в числе «отпавших от православия» были перешедшие в иудейское вероисповедание, распорядился впредь именовать Иудиной».

«Губернские власти хотели заклеймить ее жителей, отказавшихся от православной веры. Деревню Иудину населяли изменники православной веры: сектанты двух толков – субботники и молокане. Было предписано не причислять к этой деревне людей православного вероисповедания».

«Несмотря на репрессивную политику царского правительства,  и властей сибирской администрации в отношении жителей, деревня Иудина уже к концу 19 века получила широкую известность в Сибири и за ее пределами. Жители деревни первые среди русского населения Хакасско-Минусинской котловины стали заниматься орошением. В селе вплоть до настоящего времени сохранились следы так называемых «чудских» канав (старинные оросительные каналы) и три канала, проведенные поселенцами: две от речки Сос, одна – от речки Киндирла.

Житель деревни Кузьма Федорович Бодягин по праву считается пионером современного орошения в Минусинском крае. В 1864 году он провел для себя канал и получил с 1,5 казенных десятин урожай более 83 центнеров с га. Это вызвало интерес крестьян к орошению, земли которых страдали от засухи и ветров. В 1873 году крестьяне под руководством Кузьмы Бодягина за три месяца прорыли большую канаву, что позволило оросить 125 крестьянских десятин».

В 1867 году в деревню был сослан Тимофей Михайлович Бондарев, русский философ-моралист. Ему в 2020 году исполняется 200 лет со дня рождения. Сюда он приехал с женой и двумя детьми.

«Бондарев Тимофей Михайлович, крепостной крестьянин Донской области, родился в 1820 году. В 37 лет Бондарев был отдан помещиком в солдаты, служил на Кавказе, откуда, за переход в секту субботников или иудействующих, был сослан в Минусинский уезд Енисейской губернии… В ссылке Бондарев  написал сочинение «Торжество земледельца, или Трудолюбие и тунеядство». Главная мысль Бондарева состоит в том, что земледельческий «хлебный труд» должен быть признан основным законом жизни. Бондарев доказывал, что всякий человек должен считать обязательность «хлебного труда», и в сознании этой обязательности должны быть воспитаны люди. Сочинение написано очень сильно; Бондарев обращается в нем как к богатым, так и к бедным, указывая на неправоту жизни первых и веря в возможность наступления торжества трудящегося люда».

Этот его труд высоко оценил Лев Толстой, с помощью которого удалось его опубликовать. Кроме основного трактата Т. М. Бондарев оставил ряд других рукописей: «Се человек!», «Первородное покаяние», «Гордиев узел», «О любви к ближнему от начала века на свете небывалой и не будет», «Спасение от тяжкой нищеты», «Памятник». Некоторые рукописи хранятся в Минусинском музее.

При жизни Бондарев не смог добиться признания своей идеи.

«Последние годы жизни Бондарев посвятил увековечиванию своего завещания, то есть изложению первородной заповеди, которая в переводе со старославянского языка на русский язык звучит так: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят». На двух или трех огромных курганных каменных плитах он несколько лет подряд высекал железным молотком выдержки из своего сочинения и наказы – изречения для будущих читателей. Плиты с надписями он огородил крепчайшей лиственничной оградой, сам заранее выкопал себе могилу, сделал гроб и посадил внутри ограды несколько тополей. У будущей могилы он поставил стол с выдвижным ящиком, в котором завещал положить экземпляр своей рукописи, чтобы его могли читать все желающие».

Бондарев был первым, бессменным учителем сельских ребятишек, бедных и сирот он учил бесплатно. Умер в школе, 3 ноября 1898 года, угорев от угарного печного газа.

К сожалению, памятник на могиле не сохранился.

«Письма Льва Николаевича Толстого отправлены в Толстовский и Исторический музеи в Москве; часть из них была утрачена еще в Иудиной. Некоторые рукописи хранятся в Минусинском и Московских музеях».

Многое в прошлом пережило наше село. И Великую Октябрьскую революцию 1917 года, и гражданскую войну 1919-1920 года…  

«На территории села дважды располагались опорные силы красных. В марте 1918 года в село входят отряды Красной гвардии в количестве 1000 человек, которые преследуют атамана Сотникова»12, казачий отряд Сотникова двинулся через Бею в казацкие станицы Монок, Арбаты и Таштып. Выступление казаков было подавлено.»

«В июне 1918 года началось новое выступление казаков и крестьян против советской власти. В Иудино располагался штаб 10-й повстанческой армии красных под командованием Лебедева. На этот раз победа была на стороне белых, советская власть была ликвидирована. Началось партизанское движение против белых, в котором приняли участие иудинские крестьяне. Часть из них участвовала в боях против Колчака в партизанской армии Кравченко и Щетинкина в составе Тальского полка. Во второй половине ноября 1919 года Тальский полк под командованием Марченко освободил село от белогвардейцев. В Иудино, как и по всей Хакасии, была установлена советская власть.

Кооперирование мелких и средних крестьянских хозяйств получило в 20-е годы название «коллективизация». В 1924 году создается мелиоративное товарищество, а также Иудинское сельскохозяйственное кредитное общество. Пайщиками товарищества были больше половины крестьян деревни. Товарищество закупало у крестьян скот, шерсть, масло, сало и другие сельскохозяйственные продукты. Крестьянин мог брать в кредит плуг, лошадь, сельхозмашины.

В 1927 году организуются товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы). На территории Иудинского сельского совета организуются товарищества «Союз бедноты», «Свободный труд», «Нижний бор», «Путь бедняка». Их задача – внедрять культурные семена. После уборки урожая часть семян крестьяне брали себе, другая часть шла государству.

1929 год – начало массовой коллективизации в селе…

Создаются первые колхозы и коммуны. 50 крестьянских дворов образовали колхоз «Путь к социализму». Появляются коммуны «Застрельщик» и «Культура» (выселки «Богдановка»)… Коммуны просуществовали недолго, оказались в долгу у государства и были переведены на устав сельхозартели.

В 1930 году в село прибывают для организации колхозного движения ленинградские рабочие Голощенко и Голод.

К весне 1931 года создаются пять новых колхозов. Итого в деревне становится восемь колхозов: коммуна «Культура» (председатель Яков Борисов), сельхозартели «Застрельщик» (председатель Ефим Пузаков), «Шаг пятилетки» (председатель Петр Ерахтин), «Путь к социализму» (председатель Моисей Иванов), сельхозартель «Турханка» (председатель Моисей Баутин), «Новый труд» (председатель Соломон Милюхин), «Первый шаг» (председатель Моисей Кончаков), «Путь бедняка» (председатель Исак Богданов).

1 августа 1931 года происходит укрупнение колхозов. «Застрельщик» и «Шаг пятилетки» объединились в один колхоз, который так и назвали - «Первое августа». Колхозы «Путь бедняка» и «Турханка» объединились в колхоз им. Сталина. Крестьяне остальных колхозов вступили в колхоз «Путь к социализму».

В это же время происходит ликвидация кулачества. Власти с помощью войск ОГПУ в течение короткого времени (за полтора-два года) выселили из деревни опасные для них слои населения. В их число попали кулаки и зажиточные середняки. 19 января 1931 года пленум Иудинского сельского совета принял решение о выселении за пределы села первых 34 кулацких семей, всего 124 семьи были высланы за пределы села. Раскулачена была и семья сына Тимофея Бондарева. …Дети крестьянина, которого Л. Н. Толстой признал своим учителем, поехали в ссылку. В этой дороге помер престарелый Даниил Тимофеевич, но молодые все же выжили…

Весной 1932 года вновь было произведено укрупнение колхозов, из четырех колхозов создается один – «Путь к социализму», а весной этого же года произошло разукрупнение колхоза. На базе одного колхоза образуются три: «Путь к социализму», «Первое августа», «Красный пахарь». В 1934 году коллективизация в селе в основном завершилась. К этому времени 80,3% крестьянских хозяйств вступило в колхоз».

Хозяйство колхозов развивалось на высоком уровне. В колхозе «Путь к социализму» была хорошая материально-техническая оснащенность.

«Первый трактор на полях колхоза загудел в 1933 году, первая автомашина появилась в 1935 году. Колхоз «Путь к социализму» в 1939 одним из первых в области становится колхозом-миллионером. На трудодни колхозники получали более шести килограммов зерна.

Рекордными урожаями в Хакасии славился хлебороб данного колхоза Яков Ананьевич Карпов. В 1940 на опытной деляне он вырастил 82 ц пшеницы с га (сорт «Китчнер»). За этот трудовой подвиг Карпов был награжден орденом Ленина. Знатный хлебороб умер в 1950 году.

Гордостью колхоза была конетоварная ферма, где разводили рысистых лошадей. Лошади успешно участвовали в районных и областных бегах. 10 лучших из лучших лошадей фермы были подготовлены для участия в первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве в 1933 году. Конеферма была награждена дипломом I степени, премией в 10 тысяч рублей и легковым автомобилем.

В 1936 году в селе закладываются колхозные сады, площадь которых достигла 120 га. Первые садоводы Яков Милюхин, Николай Ерахтин, Петр Кузьмин добивались неплохих результатов в выращивании ранеток, яблонь, слив, ягод. Они были в 1940 году на Всесоюзном совещании садоводов в Москве.

Участвовали колхозники и в политической жизни страны.

Кандидатом в депутаты Совета Национальностей был выдвинут житель села, председатель колхоза «Путь к социализму» Петр Евстафьевич Бабин. Он, сын бедняка-плотника, вместе с отцом строил избы. Пятнадцатилетним юношей был разведчиком в партизанском отряде Лебедева. Был председателем Иудинского сельсовета, а затем председателем крупного колхоза».

Жизнь в селе текла размеренно и мирно. Люди работали, ликвидировали безграмотность, женились, рожали детей. В 1924 году, в рамках ликвидации неграмотности и развития культуры на селе, проводимой партией большевиков, была основана изба- читальня. Первым избачом выбрали Шишлянникову (Ерошину) Анну Давыдовну – одну из самых активных и грамотных женщин села. После работы бежали в библиотеку, жадно впитывая знания из книг и журналов. Приходили всей семьей, вместе с маленькими детьми. Для самых маленьких в библиотеке находились детские кроватки. 

В праздники над деревней звенели песни. Всюду присутствовал веселый смех, заливисто пела гармонь. Радостная праздничная суета радовала глаз.  Жители села ходили друг к другу в гости, дарили подарки, а то и всей улицей, за общим столом, пели песни, а рядом играли счастливые дети. Но все это прекратилось разом 22 июня 1941 года.

Из нашего села на фронт ушло более 700 человек, не вернулись около 400 человек. Вся тяжесть в тылу легла на плечи женщин, детей, стариков. За рычаги тракторов сели женщины.

«На всю Хакасию славился труд женщин-механизаторов Анны Романовой, Фени Григорьевой, Шахматовой, Барбузовой, Н. Деревягиной, Е. Корневой, М. Баутиной. За годы войны 12 женщин сели за руль тракторов и комбайнов.

Немецко-фашистские варвары разорили основные свекловодческие районы нашей страны. Свекловодство переместилось в Хакасию, где был построен первый в Красноярском крае сахарный завод. Сырье для завода должны были давать колхозы Хакасии. В 1942 году в наших районах впервые стали сеять сахарную свеклу. Началось движение пятисотниц. Инициаторами этого движения стали женщины.

Колхозницы Мария Баутина, Мария Деревягина обязались снять со своих участков по пятьсот центнеров сахарной свеклы с га и призвали все свекловодческие звенья последовать их примеру. Почин был поддержан всеми свекловодами области. Самых значительных успехов достигло звено Ульяны Кареевой из колхоза «Первое августа»: в 1942 году с 7 га получено по 503 ц сахарной свеклы.

С заботой жители села встретили в августе 1941 года 63 истощенных военным лихолетьем ребенка из Ленинграда, проживших здесь до 1945 года. Бывшие воспитанники ленинградского детского интерната не забывали село, в котором они провели годы войны. Вели переписку с жителями села. В 1980 и 1985 гг. ленинградцы приезжали в Бондарево, уже с детьми и внуками, чтобы поблагодарить тех, кто в суровые годы войны окружил их теплом, делился последним куском хлеба и одеждой».

Жители села хорошо помнят нашего земляка воина-поэта Георгия Кузьмича Суворова. Он был назначен учителем Иудинской (Бондаревской) начальной школы. Несколько лет он преподавал в нашей сельской школе, затем он поступает в Красноярский пединститут.

Еще учась в Абаканском педучилище, начал писать стихи. Когда началась война, Георгий Кузьмич уходит на фронт.

«Воевал Георгий Суворов в прославленной Панфиловской стрелковой дивизии, участвовал в Московской битве. В бою под Ельней был ранен.

Поэт Николай Тихонов написал: «когда осколок вражеской мины под Ельней вонзился ему в грудь, он сам вырвал его, стиснув зубы, чтобы не застонать». После госпиталя, весной 1942 года, Георгий Суворов попал на Ленинградский фронт. Служил в дивизионной газете «За Родину».

Война обострила потребность Суворова писать. В 1943 году появились подборки его стихов в журналах «Звезда» и «Ленинград». В это время он сражался на передовой, командовал взводом противотанковых ружей в 45-й Красносельской стрелковой дивизии 42 армии».

«Георгий Суворов – автор не только стихов, но и поэм: «Сибиряк на Неве», «Невская баллада».

…в феврале 1944 года при форсировании реки Нарова Георгий Кузьмич Суворов был смертельно ранен. Ему было тогда всего лишь 24 года…Вместе с другими павшими бойцами Г. К. Суворов был похоронен в братской могиле в шахтерском городе Сланцы Ленинградской области. В его полевой сумке были обнаружены две тетради стихов, большинство которых еще не были опубликованы. В 1945 году в Ленинграде под редакцией М. Дудина и Н. Тихонова вышла книжечка стихов Г. К. Суворова «Слово солдата», переизданная в 1954 году в Хакасии. В 1965 году Г. К. Суворов был посмертно принят в члены Союза писателей СССР».

В Бондаревской библиотеке бережно хранится его книжечка стихов «Слово солдата».

Отгремели последние залпы войны. Постепенно жизнь села потекла в мирное русло. С войны возвращались выжившие наши защитники. Сеяли хлеб, золотилась рожь, радуя пахаря своим полным налитым колосом. Голодное и холодное детство ушло в прошлое. Дети подрастали, уезжали учиться в город, затем многие возвращались назад, чтобы работать в своем селе на благо людей. Село становилось все краше и краше. Жизнь людей – богаче и ярче.

В нашем селе проживал поэт Ерошин Иван Евдокимович.

«В Хакасии же, где он прожил более 10 лет в период творческого взлета, создания семью, где родились его дети, где сейчас живут его потомки, имя И. Е. Ерошина не заслуживает ухода в полное забвение».

Его женой была Шишлянникову (Ерошину) Анна Давыдовна, первый избач села. Его сын Ерошин Яков Иванович много лет проработал в Бондаревской школе, дочь Екатерина Ивановна закончила Томский госуниверситет, она кандидат биологических наук, жительница Новосибирска.

«И.Е. Ерошина знали и ценили в Красноярске: до Великой Отечественной войны ему довелось поработать лит. консультантом в крайиздате, внеся весомый вклад в творческую струю литературной учебы начинающих авторов. Сюда же в свое время он рекомендовал приехать своего земляка, молодого учителя, начинающего поэта Г. Суворова, с которым он знаком с с. Иудино (ныне Бондарево), что в Хакасии. По сути, мало кому известно что он был его первым духовным наставником в поэзии».

В Красноярске Георгий Суворов продолжил учебу, поступив в пединститут.

Ерошин Иван Евдокимович, по поручению сельчан,  ходатайствовал о переименовании нашего села в село Бондарево. Но началась война. На фронт Ерошина не взяли по причине близорукости. Он очень много пишет. В 1942 году И. Е. Ерошин уезжает в Москву, и живет там до конца своих дней.

«Апрель, 1953 год. Заседание ученого совета, где вновь обсуждается вопрос увековечения памяти Бондарева в связи с 55-летием со дня его смерти. Вновь поднимается вопрос о переименовании села Иудино в село Бондарево. …В этом же месяце Николай Доможаков посылает письмо на имя секретаря Хакасского обкома КПСС  Н. П. Гудилина, в котором просит изучить вопрос о переименовании села Иудино в село Бондарево»

«Через пять лет после письма Н. Доможакова жители села Иудино проявили активность и по случаю 60-летия со дня кончины Т. М. Бондарева 19 февраля 1958 года решением общего собрания граждан села Иудино Аскизского района (1483 человека) обратились с ходатайством в исполком райсовета и вышестоящие организации о переименовании села Иудино в село Бондарево».

В 1958 году село Иудино было переименовано в село Бондарево, в честь Тимофея Михайловича Бондарева. (Наше село основано весной 1830 г., в то время это была деревня «Обетованная». С 1850 года по 1917 год называлась деревня Иудина. С 1917 года по 1958 год – село Иудино. С 1958 года – село Бондарево).

В селе работала Бондаревская сельская библиотека, Бондаревский СДК, Бондаревский детский сад «Солнышко», Бондаревская средняя школа, больница (стационар и амбулатория), КБО (комбинат бытового обслуживания), хлебозавод, РТО (Рабкооп), аптека, почтовое отделение, связь.

В 1958 году на территории села располагался колхоз «Заветы Ильича».

«Председателем колхоза в 1958 г. был Галич Григорий Васильевич. Он был направлен партийными органами для поднятия сельского хозяйства в числе 25-тысячников».

«Это было самое большое предприятие в те годы. Колхоз «Заветы Ильича» был основан на базе трех колхозов: «Красный пахарь», «Первое августа» и «Путь к социализму», которые после войны были объединены в один крупный.

…Все хозяйство делилось на 6 бригад. Каждая бригада имела свои пахотные земли. Кроме 6 бригад в колхозе было 2 МТФ (молочно-товарные фермы), 1 бригада – овцеводческая, 1 бригада – овощеводческая».

1961 год - зерносовхоз «Бондаревский», т. к. село Иудино уже имело название Бондарево.

«Совхоз «Бондаревский» образован в марте 1961 года как зерносовхоз на базе колхозов: «Заветы Ильича» (с. Бондарево, д. Богдановка, д. Верх-Киндирла), имени Кирова (д. Большой Монок, Малый Монок, улус Красный Ключ, улус Усть-Сос), «Путь к коммунизму» (улус Маткечик). Таким образом, на территории совхоза 8 населенных пунктов (центральная усадьба с. Бондарево).

Совхоз продавал государству зерно, картофель, мясо, молоко. шерсть».

1962 год –  свиносовхоз «Бондаревский».

«С 1962 года совхоз имеет свиноводческое направление. Удельный вес свиноводческой продукции (показатели 1975 года) в товарной и валовой продукции составлял 35%.

В распоряжении совхоза 40227 га земельных угодий: из них 17728 га пашни, сенокоса 4528 га, пастбища 17830 га, садов 145 га (теперь нет), прудов и водоемов 380 га, леса и кустарников 408 га, приусадебных участков 439 га. На землях совхоза сеются зерновые (пшеница, ячмень, овес, гречиха), а также картофель, кукуруза на силос, травы многолетние и однолетние.

Основная масса продукции растениеводства идет на нужды хозяйства».

«С 1964 года директором стал Федосеенко Михаил Никифорович. Директором МТС – Турбаба.

Имелось шесть бригад, две молочно-товарные фермы, свиноферма, овцеферма, хозбригада, стройбригада, огородная бригада, было три сада. Только в 1959 году создали комплексные бригады, где было и полеводство и животноводство».

«Руководителями совхоза были М. Н. Федосеенко, П. Д. Помыткин, а с 1972 г. по 1992 г. проработал директором совхоза Дмитрий Федорович Проценко».

В 1976 году – совхоз переименован в совхоз «Бондаревский».

«В совхозе было постоянно до начала 90-х годов:

  • Крупнорогатого скота: 4153 голов, из них коров – 1412 голов;
  • Свиней: в 70-х годах – 14158, а в 80-х – 22 тыс.;
  • Овец: 30478 голов;
  • Лошадей – 472 головы;
  • Зерновых сеяли 9000 га (пшеницы – 5000 ячменя – 2000, овса – 2000).

Постоянно работающих в совхозе было 1100 человек. В сезонные работы принималось еще до 400 человек.       

Производственный коллектив подразделялся на шесть ферм:

  1. свиноводческая;
  2. молочно-товарная;
  3. овцеводческая;
  4. молочно-товарная;
  5. молочно-товарная;
  6. выращивание молодняка крупнорогатого скота.

К середине 80-х годов почти каждую ферму возглавляли специалисты – коммунисты с высшим образованием. И все специалисты главного звена были тоже с высшим образованием».

В восьмидесятых годах совхоз достиг самых высоких производственных показателей. В этот период совхоз стал миллионером, т. е. годовая прибыль составила 1 млн. рублей.

На территории совхоза находились гараж, ремонтно-механические мастерские, стройцех, склад, АЗС (автозаправочная станция), пилорама, СТО и т.д.

Совхозники работали и добивались отличных результатов. Приезжали трудиться и по комсомольской путевке, а также по распределению после институтов. Многие были премированы за отличные успехи в труде. В нашем селе были труженики, которые награждены «Орденом Ленина». Ферма №2, под руководством управляющего Аникина Фадея Абрамовича, достигла самых высоких показателей и в животноводстве, и в растениеводстве. В восьмидесятых годах ферма №2, ее показатели, по условиям соц. соревнования были отправлены на сельскохозяйственную выставку в Москву (ВДНХ), где она заняла призовое место. Аникин Ф. А. был приглашен в Москву на ВДНХ, где ему вручили вымпел имени Ю. А. Гагарина, это высокая награда и ее удостоилась единственная ферма в районе. Этот вымпел долго хранился под стеклом в конторе в кабинете управляющего фермы №2.

«Совхоз одним из первых в Хакасии приобрел два новых комбайна «Дон». Работали на них А. Чернявский и В. Карпов. За хорошую работу передовики производства получали бесплатные путевки: туристические, санаторно-курортные, путевки на ВДНХ; награждались ценными подарками (телевизоры, холодильники, пылесосы, часы). Из года в год в совхозе шла работа с прибылью, поэтому постоянно увеличивалась заработная плата, начислялись премии по итогам года, так называемая 13 зарплата».

Люди умели работать, умели и отдыхать. До сих пор люди вспоминают совхозный праздник, когда совхоз отсеется и людям предоставляются три дня выходных. Первый день гуляли в саду. Местные вокальные группы организовывали для совхозников концерт. Приезжали автолавки с продовольственными и промышленными товарами. Устраивались скачки на лошадях, играли в волейбол, занимались спортивными состязаниями. В больших котлах варился суп, который совхозники наливали себе в бидончики (бесплатно), до самого вечера над селом неслись русские народные песни, пели люди за своим импровизированным столом, после праведных трудов. На второй и третий день люди выезжали отдыхать на речку Сос. Веселые компании друг друга поздравляли с праздником. Играли в волейбол, баскетбол и взрослые, и дети. Проводили отдых вместе с детьми приятно и полезно. Автолавки с продуктами ходили вдоль реки Сос. Счастливые и отдохнувшие люди после праздника выходили на работу, чтобы дальше работать, жить и растить молодое поколение. Все были уверены в светлом будущем для своих детей. Это и надежная, стабильная жизнь, и бесплатное образование, бесплатная медицина, качественные продукты.

«В 80-х годах зарплата в среднем достигла 360 рублей (примерно 400 долларов США). Постоянно выполнялся план сдачи государству: мяса  2200 т., молока – 3500 т., шерсти – 130 т.

…Совхоз «Бондаревский» с планом всегда справлялся».

С 1992 года начался спад производства.

«В 1993 году совхоз преобразован в АОЗТ «Бондаревское» (директор Леонид Семенович Карпов). Все поголовье и посевные площади стали резко сокращаться. Крупнорогатый скот – 2728, из них: коров – 1000,. свиней – 609, овец – 4343, лошадей – 373.

Зерновых засевали 3-4 тыс. га только пшеницей.

Средняя зарплата – 240 рублей (примерно 10 долларов США, да и то не выдавали).

В 2003 году на базе АОЗТ «Бондаревское» в порядке разукрупнения образовано 2 общества с ограниченной ответственностью: «Животновод» (руководитель Николай Степанович Петров) и «Растениевод» (руководитель Анатолий Никифорович Химинченко), генеральный директор АОЗТ «Бондаревское» - Петр Альфредович Рольгайзер. Поголовье еще более сокращено, а овцы вырезаны полностью.

Зерновых посеяно 1000 га (половина залита грунтовыми водами), на круг собрали по 3 ц/га и силосных – 250 га)».

Когда-то богатый совхоз перестал существовать.

2020 год. Деревня продолжает жить и работать. Инфраструктура села: МБОУ «Бондаревская СОШ», МБДОУ «Бондаревский детский сад «Солнышко», Бондаревский СДК (Бондаревская клубная система),  Бондаревская сельская библиотека – филиал №1 МБУК «Бейская межпоселенческая районная библиотека»,  Бондаревская врачебная амбулатория ГБУЗ РХ «Бейская районная больница», аптека,  магазины,  почтовое отделение,  связь,  СППК «Бондаревский» (сельскохозяйственный перерабатывающий потребительский кооператив «Бондаревский»), свиноферма,  СТО,  пилорама,  АЗС «Альфа».

В 2019 году Бондаревская библиотека отметила свой юбилей – 95-летие создания библиотеки. Начиная от избы-читальни и до наших дней, библиотека и село жили одной жизнью.

Бондаревский СДК отметил свой 90-летний юбилей со дня открытия 1-го клубного учреждения в нашем селе, 45-летний юбилей нашего СДК, 20-летний юбилей ансамбля «Ивушки».

В марте 2019 года МБОУ «Бондаревская СОШ» справила свой юбилей. В честь 55-летия со дня открытия Бондаревской средней школы прошла встреча выпускников, был дан праздничный концерт силами учащихся и педагогов, произнесены благодарственные речи и поздравления учителям.

Село продолжает жить уже в современных условиях. Процветает предпринимательская деятельность. Это аптека, магазины, пилорама, свиноферма, СТО, АЗС «Альфа», СППК «Бондаревский».

Сельскую библиотеку с удовольствием посещают и взрослые, и дети. СДК радует людей своими мероприятиями. В 1998 году создан ансамбль «Ивушки» в 2003 году получил звание «Народный». В 2000 году создается вокальная группа «Семеновна», в состав которой входят женщины после 50 лет. В 2001 году создан любительский театральный коллектив «Двенадцать стульев». В 2018 году ему присвоено звание «Народный». В детском саду продолжают звенеть детские голоса. А школа продолжает учить наших детей умному, доброму, вечному.

Наши люди гордятся историей своего села. В селе открыт  памятник Т. М. Бондареву в виде мраморной глыбы с мемориальной плитой. Обелиск воинам-землякам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., отдавшим свою жизнь за наше счастливое будущее. Памятник воинам, погибшим в локальных войнах, при исполнении своего воинского долга, на нем указаны три фамилии: Будников Владимир Николаевич (погиб в Республике Афганистан, при выполнении интернационального долга), Григорьев Алексей Григорьевич (погиб в Чеченской Республике, в районе боевых действий, выполняя боевое задание, верный воинской присяге, проявив стойкость и мужество), Аленборн Виталий Сергеевич (погиб в Чеченской Республике, выполняя боевое задание, верный воинской присяге, проявив стойкость и мужество).  В сентябре 2005 года заложен парк в память о крестьянском писателе-самородке, а 5 октября установлены три мемориальные стелы. На средней стеле выгравирован портрет писателя. На крайней стеле слева выбиты слова благодарности пришедшим к памятнику людям. На крайней стеле справа – краткая биография Т. М. Бондарева. Рядом с этим памятником в 2011 году начали строить Музей-усадьбу Тимофея Михайловича Бондарева, который скоро откроется. Ученики будут его посещать на уроках краеведения.

Жизнь продолжается…

Использованная литература:

  1. Земля обетованная / Ю. К. Махно // Махно, Юрий Карпович. Сибирский крестьянин Т. М. Бондарев как феномен истории и историографии. – Абакан: Издательство ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2010. – 148 с. – С. 5-14.
  2. Косованов, Александр. Тимофей Бондарев и Лев Толстой / Александр Косованов. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 1958.
  3. Летопись села Бондарево / Бондаревская администрация. – с. Бондарево, 2002-2020 гг.
  4. Летопись «И сквозь века и поколения…». –  Бондарево, 2019.
  5. Махно, Ю. К. История села Бондарево: некоторые аспекты изучения / Ю. К. Махно // Лев Толстой и сибирский философ-правдолюбец Тимофей Бондарев: материалы межрегиональной научно-практической конференции (Абакан, 23-24 сентября 2008 года) / ГУК РХ «Национальная библиотека им. Н. Г. Доможакова»; сост.: Г. Я. Григорьева, И. И. Ермоленко. – Абакан, 2008. – 77 с. – 50-61.
  6. Махно, Ю. К. Святая, как хлеб, деревенька моя: [История села Бондарево] / Юрий Карпович Махно. // Бейская земля глазами современников: очерки и воспоминания. Ч. 1 / сост. А. Г. Копытов. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2005. – 296 с.: ил. - С. 41-47.
  7. Махно, Ю. К. Тимофей Михайлович Бондарев – его именем названо село: 55 лет с именем Бондарева / Ю. К. Махно // Абакан. – 2013. - №3(31). – С. 20-30.
  8. Проскурня, Н. И. История Бондаревского совхоза / Н. И. Проскурня // Летопись «И сквозь века и поколения…». –  Бондарево, 2019.
  9. Рогова, Т. М. Совхоз «Бондаревский» / Т. М. Рогова // Бейская земля глазами современников: очерки и воспоминания. Ч. 1. / сост. А. Г. Копытов. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им Н. Ф. Катанова, 2005. – 296 с.: ил. – С. 142-144.
  10. Чебодаев, П. Георгий Суворов – воин, поэт, патриот: к 65-летию Великой Победы: [Имя нашего земляка в равной степени известно и дорого на берегах Енисея и Невы] / Петр Чебодаев, кандидат исторических наук, г. Абакан // Хакасия. – 2010. – 18 марта. – С. 4.
  11. Чертыкова, А. А. Хакасский период творчества поэта И. Е. Ерошина / А. А. Чертыкова // Сибирский крестьянин Тимофей Бондарев и граф Лев Толстой: материалы межрегион. науч.-практ. конф. (Абакан, 20 мая 2010 г.) / ГУК РХ «Национальная библиотека им. Н. Г. Доможакова»; сост. М. А. Аева. – Абакан, 2010. - 90 с.– С. 75-85.
Категория: Бондаревская библиотека-филиал №1 | Просмотров: 78 |
close