Литературный календарь «Современник великих событий» (110 лет со дня рождения писателя Анатолия Рыбакова)

Анатолий Наумович Рыбаков

14 января исполняется 110 лет со дня рождения писателя Анатолия Рыбакова, чьи книги с интересом читаются вот уже 70 лет, а фильмы по его произведениям любимы многими. Анатолий Рыбаков – очень интересный человек, который жил в непростое время. Можно сказать, что он повторил судьбу кумира не одного поколения Александра Солженицына. Его книги сделались символом целой эпохи, и даже сейчас, по прошествии времени, они не утратили ни своей новизны, ни литературной ценности.

Анатолий Наумович Рыбаков – советский и российский писатель и сценарист, автор 14 романов и повестей. На протяжении более 50 лет он был, наверное, единственным настоящим русским автором бестселлеров. Не зря американцы в свое время поместили его портрет на обложке журнала «Time» (из русских писателей до Рыбакова подобной чести удостаивался только Солженицын). Биография Рыбакова, по сути, та же, что у Солженицына, разве что в другой последовательности. Арест, ссылка, война.

«Жизнь – как море. Для себя жить захочешь – будешь как одинокий рыбак в негодной лодчонке: к мелководью жаться, на один и тот же берег смотреть да затыкать пробоины рваными штанами. А будешь жить для народа – на большом корабле поплывешь, на широкий простор выйдешь. Никакие бури не страшны, весь мир перед тобой!»

«Кортик»

Анатолий Рыбаков (это фамилия матери, настоящая же его фамилия - Аронов) родился на Украине в семье инженера. С 1918 г. жил в Москве, где окончил школу и поступил в Московский институт инженеров транспорта. 5 ноября 1933 г., будучи студентом, был арестован и осужден по статье «контрреволюционная агитация и пропаганда» на три года ссылки. После окончания ссылки скитался по стране, работал шофером, слесарем…

Анатолий Наумович Рыбаков (в молодости)

Прошёл всю войну — от обороны Москвы до штурма Берлина. Начал рядовым, закончил в звании гвардии инженер-майора. Осенью 1945 г. «за проявленное отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками» был признан не имеющим судимости. Но полностью реабилитирован только в 1960-м.

«Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»

Литературный дебют Рыбакова состоялся, когда ему было 37 лет. «Кортик», «Приключения Кроша», «Бронзовая птица» - этими произведениями наслаждались школьники нескольких поколений. Свежесть чувств, острота переживаний, манящие тайны, пионерская романтика, запутанные дворы Арбата… Все эти повести стали, своего рода, классикой юношеского чтения и впоследствии были экранизированы.

Но вот в 1978 г. выходит роман «Тяжелый песок», который можно было сравнить с эффектом разорвавшейся бомбы.

роман «Тяжелый песок»

Это первый (и, пожалуй, единственный такого масштаба) роман на еврейскую тему, который читался как откровение, особенно на фоне эмиграции евреев и антисионистской пропаганды. Книга повествует о жизни еврейской семьи в 1910-1940-х годах в одном из многонациональных городков Западной Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии Холокоста и мужестве Сопротивления.

Но мировую славу и статус одного из символов перестройки Рыбакову принесла автобиографическая трилогия о войне, коммунистическом терроре и ссылке — «Дети Арбата», «Страх» и «Прах и пепел».

«Дети Арбата»

Судя по всему, своей главной книгой Рыбаков считал именно «Детей Арбата». Первую редакцию этой книги писатель завершил еще в 1966 году. Главный редактор «Нового Мира» Александр Твардовский даже успел ее проанонсировать и поставить в план публикаций 1967 года. Но потом он от своих намерений отказался. По одной из версий, Твардовского разочаровал слабый уровень книги. По другой — якобы на него надавила цензура. В итоге «Дети Арбата» были опубликованы только в 1987 г. в журнале «Дружба народов».

 

В этом автобиографическом произведении писатель рассказал о жизни людей в 1930-е годы, о сталинских репрессиях, о тоталитарной власти и описал уникальный феномен сталинизма. «Дети Арбата» воспринимались не только как литературная, но и как политическая акция. Хотя отношение к политике у Рыбакова было скорее настороженное. «Политик и писатель — это не только разные, но и сугубо противоположные профессии, — говорил он. — Для политика главное — власть. Для писателя, настоящего, главное — держаться подальше от власти». Он и держался. С гордым достоинством писал в автобиографии: «Ни в каких политических партиях никогда не состоял и не состою».

Книги Рыбакова были популярны не только в России, но и далеко за ее пределами. Его произведения вышли в более чем пятидесяти странах. Несмотря на то, что после развала СССР писатель уехал в Америку, он часто приезжал в Россию и принимал активное участие не только в литературной, но и в общественной жизни страны. До последних дней Анатолий Рыбаков оставался оптимистом и жизнелюбом.
Я выполнил дело жизни, – говорил Рыбаков. – Написал роман о сталинском времени и опубликовал его при своей жизни. Написал и автобиографию, как бы подводя итоги. Теперь я хочу написать роман о конце ХХ века, об истории разрушения сначала Советского Союза, а теперь и России.

К сожалению, этим планам не суждено было сбыться. Анатолий Наумович Рыбаков умер 23 декабря 1998 года в Нью-Йорке. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Протасова Наталья Константиновна,
библиотекарь Табатской библиотеки-филиала №5

Категория: Писатели, поэты | Добавил: beyabibl (14.01.2021)
Просмотров: 37
close